8 февраля 2013 год. Журнал "Регионы России". Наталья Баранова, заместитель генерального директора Агентства по гарантиям качества образования "АККОРК": "Качество образования нуждается в оценке"

Наталья Баранова, заместитель генерального директора Агентства по гарантиям качества образования «АККОРК»: «Качество образования нуждается в оценке»


Наступивший, 2013 год станет важнейшим в становлении и развитии независимой оценки качества образования. Тому есть несколько причин.
Во-первых, независимая оценка качества образования признана на законодательном уровне. В принятом в 2012 году законе «Об образовании в Российской Федерации» она отнесена к системе управления образованием. На нее возложены функции удостоверения качества образовательных программ и повышение конкурентоспособности образовательных учреждений на российском и международном рынках.
Во-вторых, государство мотивирует образовательные учреждения, экспертные сообщества, объединения работодателей к внедрению собственных инструментов проверки качества образования. Это позволяет обеспечить подготовку востребованных специалистов, запустить механизм саморегулирования в сфере образования, стимулировать развитие эффективных образовательных учреждений и очистить рынок от игроков, не отвечающих современным требованиям к подготовке специалистов.
В-третьих, независимая оценка качества образования позволяет соотносить реальные и потенциальные потребности экономики и конкретных предприятий с возможностями образовательных учреждений, формировать спрос на подготовку отвечающих современным требованиям специалистов.
Общество и государство пришло к пониманию, что в условиях демографической ямы, острой нехватки специалистов во всех ключевых отраслях инновационное развитие, построение эффективной экономики, способной функционировать в течение длительного времени, невозможно без обеспечения качества образования.
По оценкам экспертов АККОРК, в минувшем году рынок независимой оценки качества образования вырос не менее чем на 30%, что полностью отражает тенденции в экономике и образовании.

Результаты работы АККОРК

Темпы развития Агентства по гарантиям качества образования «АККОРК» практически в два раза превышают среднерыночные. Так, АККОРК в 2012 году провел более 400 аккредитационных и оценочных мероприятий в 50 вузах и 40 колледжах и техникумах. Таким образом, сфера деятельности АККОРК всего за год увеличилась на 60%, и в настоящее время 10% государственных и частных высших учебных заведений России имеют действующую аккредитацию АККОРК, более 300 образовательных программ прошли независимую оценку.
Среди них – Южный, Казанский (Приволжский), Балтийский, Уральский, Северо-Восточный и Сибирский федеральные университеты, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.

Работа в качестве экспертной организации

Важное направление деятельности – проведение независимой оценки качества образования и аккредитационных мероприятий в качестве уполномоченной экспертной организации профессиональных ассоциаций, крупных работодателей и их объединений. Главная задача АККОРК при этом – проверка соответствия уровня подготовки студентов в учебных заведениях требованиям рынка труда. Это дает возможность учебным заведениям удостоверять качество образования, при необходимости корректировать образовательные программы в соответствии с запросами работодателей, осуществлять в конечном итоге подготовку востребованных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями для эффективной работы.
В 2012 году по итогам проведенной независимой оценки экспертами АККОРК получили аккредитацию Общероссийской организацией малого и среднего бизнеса «Опора России» программы Рязанского государственного радиотехнического университета, Кузбасского государственного технического университета, национального исследовательского технического университета МИСиС ряда московских колледжей; аккредитацию Федерацией рестораторов и отельеров программы Санкт-петербургского государственного торгово-экономического университета, Владимирского государственного университета.
АККОРК сотрудничает с Союзом машиностроителей, общественной организацией «Деловая Россия», Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Ассоциацией менеджеров, Ассоциацией российских банков, региональными министерствами образования, другими государственными, муниципальными органами власти и общественными организациями, заинтересованными в обеспечении качества образования.

Международное признание

АККОРК сотрудничает с рядом ключевых международных аккредитационных агентств. АККОРК является уполномоченным органом и членом ряда международных организаций, что дает право проводить оценку качества образования по международным стандартам.
В 2012 году при участии экспертов АККОРК были проведена независимая оценка и аккредитация программ Российского университета дружбы народов (РУДН) европейским агентством FIBAA. АККОРК проводил аккредитацию четырех отечественных вузов в рамках программы Европейского союза – Tempus (МГТУ им. Баумана, Тамбовский государственный технический университет, Уральский федеральный университет и Владимирский государственный университет).

Эксперты АККОРК

Коллектив агентства насчитывает более 400 академических экспертов и экспертов-работодателей. Кроме того, АККОРК является исполнителем ряда мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования.

Перспективы независимой оценки качества образования

По оценкам аналитиков АККОРК, в 2013 году рынок независимой оценки вырастет не менее чем на 50%. При этом АККОРК, как ведущее агентство России по качеству образования, будет опережать среднерыночные темпы развития. К концу года не менее 25% всех отечественных вузов будут иметь опыт прохождения независимой оценки качества образования.

Поддержание конкуренции

Важной задачей в 2013 году станет нормативное обеспечение деятельности аккредитационных агентств для поддержания добросовестной конкуренции. Кроме АККОРК, на рынке действуют несколько добропорядочных агентств, занимающихся оценкой качества образования. Но, к сожалению – и это общее мнение наших коллег,есть и другие игроки, которые пытаются заняться не столько качеством образования, сколько попыткой сделать бизнес на продажах разных липовых званий и наград. Всеобщее поветрие на тщеславие не обошло и сферу образования. Ни одно приличное агентство по качеству образования ни в России, ни за рубежом, никогда не присваивает звания типа «лучший проект в сфере образования», «уникальная образовательная программа», «лидер в России» и тому подобные громкие, как звук барабана, статусы. Доходит до неприличного: некоторые вузы получают «награды», а потом их лишают лицензии, закрывают или объединяют. Или «лучшими в России» оказываются пара сотен программ, скажем, по менеджменту. Это было бы смешно, если бы солидные и уважаемые люди не покупались бы на такие предложения. Считаю, что подмена реального исследования качества образования подобными «званиями» только дискредитирует рынок образовательных услуг.
Задача агентства по качеству образования – показать, соответствует ли та или иная образовательная программа государственным, отраслевым, профессиональным или международным стандартам, в чем преимущества и недостатки, где проблемные зоны и зоны развития. Это серьезная работа, которая продолжается в течение нескольких месяцев, включающая в себя самообследование вуза, очные визиты экспертов, в том числе и международных, проверку документов, образовательного процесса, интервью с профессорско-преподавательским составом, студентами, работодателями и т. п.
При этом ни одно добросовестное агентство не гарантирует заказчику признание его программ соответствующими тем или иным стандартам. То есть не занимается продажей званий, сертификатов и дипломов. Оно гарантирует объективную оценку, на основании которой вуз или колледж планирует дальнейшие действия, повышает свою эффективность. Именно в этом ценность независимой оценки, именно поэтому спрос на нее растет. Вузы и колледжи поняли, что, только соотнося образовательный процесс с потребностями реального производства, запросами рынка труда можно построить систему подготовки специалистов «завтрашнего дня», вовремя проводить коррекцию учебных программ и внедрять новые технологии образования.