23 ноября 2012 г. «Комсомольская правда»: «Стандарт счастья».

В пресс-центре «Комсомолки» прошел круглый стол, на котором искали ответ на этот вопрос. И, похоже, нашли.

Официально наш круглый стол назывался «Развитие профессиональных компетенций выпускников в системе модернизации профессионального образования». Что, в общем-то, если перевести на понятный язык, и будет называться «Разговором о счастье». Потому что если человек учился по той специальности, которая нравится, потом по ней же пошел работать и его умения настолько привели в восторг работодателя, что тот положил приличную зарплату — разве это не есть счастье? Заниматься любимым делом и получать за это достойные деньги.

В круглом столе участвовали:

Александр Алексеевич Климов, заместитель министра образования и науки РФ,

Алексей Владимирович Белокопытов, генеральный директор агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры, кандидат экономических наук.

Валерий Евгеньевич Бочков, первый проректор Евразийского открытого университета,. доктор экономических наук, заслуженный деятель науки и образования.

Михаил Фёдорович Королев, заместитель заведующего базовой кафедрой Информационные системы управления качеством»при Всероссийской организации качества, профессор, кандидат физико-математических наук, руководитель Центра организации разработки профессиональных стандартов МТПП.

Юрий Александрович Крупин, советник ректора НИТУ МИСиС, представитель профсообщества-эксперт АСИ по проекту разработки макета профстандартов, профессор, к.т.н.;

Данил Валерьевич Башмаков, заместитель директора Центра профориентации и трудоустройства абитуриентов и студентов МГОУ.

Владимир Игоревич Блинов, руководитель центра начального,  среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования.

Виктор Николаевич Поливаев, разработчик Дорожной карты по созданию национальной системы компетенций и квалификаций.

Вел круглый стол редактор отдела образования ИД «Комсомольская правда» Александр Милкус.

- Итак, сегодня мы будем говорить про то, как сделать молодого человека счастливым. Ведь если он успешен в жизни, получает ту специальность, занимается тем делом, которое ему нравится, он счастлив.  Для начала - вступительное слово заместителя министра образования Александра Климова.

Климов:

- Мне кажется, что сейчас мы стоим перед определенным вызовом. Я много езжу по разным мероприятиям, инновационным форумам, бываю на предприятиях. Мне кажется, это тенденция последних лет, что те предприятия, которые хотят быть успешными, они реально запустили масштабный процесс технологического обновления. Мы ближайшие годы будем иметь совершенно другие технологии. Даже если здания и сооружения те же самые, то технологические процессы совершенно другие. И это формирует совершенно новые требования к тому, что должны знать и уметь работники, которые есть на предприятиях, и те, кто мечтает попасть на эти заводы и включиться в процесс технологического обновления, выпуска какой-то современной продукции.
Заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов
Заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов
Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Что интересно, разговаривая со специалистами по кадрам корпораций, предприятий, слышишь, как правило, один и тот же ответ: нам надо гораздо меньше людей, в два-три раза, но это должны быть совершенно другие работники, с совершенно другими компетенциями. Если раньше на машиностроительных производствах требовались люди, которые могут обслуживать какой-то процесс, то сейчас, например, обсуждается, что это должен быть инженер-менеджер, который может понимать сквозной цикл цифрового проектирования летательного аппарата понимать. И, понимая свое место, эффективно работать.

Производство резко меняется. И это приводит к тому, что требования к образовательному процессу, к тому, чему учат и как учат, радикально изменяются. Мне кажется, что система российского профессионального образования должна ответить на этот вызов. Это одна из центральных точек, которая могла бы сегодня обсуждаться на нашем круглом столе.

Милкус:

- Схема – заказ от работодателя — и за ним следует и качественная подготовка специалистов в вузе или в среднем профессиональном учреждении, не всегда работает. Мы не всегда получаем тот заказ. Вуз не знает те требования к компетенциям выпускников, которые нужны для того, чтобы они успешно работали на предприятии. И работодатели далеко не всегда могут сформулировать требования, которые они предъявляют к выпускникам вузов.

Климов:

- Где-то работают. Достаточно много успешных примеров. Я могу их называть долго: Объединенная авиастроительная корпорация, сфера гостеприимства, «Росатом». Много примеров успешного взаимодействия. Но, мне кажется,  наша задача заключается в том, чтобы сделать это системой, чтобы другого и помыслить невозможно было. И когда мы пытаемся перейти от хороших кейсов или примеров, если хотите, к системному изменению во взаимоотношениях между предприятиями и организациями образования, то вот здесь, как раз, возникает самые сложные моменты: как сделать это общей практикой, чтобы другое просто не могло существовать в системе образования. Это большой вопрос.

Королев:

- Во-первых, это может быть прямая связь, но она строится личными связями и отношениями предприятия и образовательного учреждения, где есть либо знакомые, либо оно работает на них.

Милкус:

- То есть, системы нет?

Королев:

- Она очень фрагментарна и зависит от людей, от их связей.

Но сейчас пошел другой процесс. И если без всякой похвальбы, я представляю этот процесс в Комитете по образованию. Мы решили, что надо создавать некоторые промежуточные интерфейсы, которые будут соединять. Есть гильдия, она связана с работодателями. С другой стороны, есть целый ряд образовательных учреждений. И вот был создан центр по организации разработки профстандартов в этой связке, о которой Александр Алексеевич говорит. Но в помощь, конечно. Хотя тут министерство будет строить системно и глобально связи ,а мы хотим хотя бы на локальном уровне свое плечо приложить для поддержки этих процессов.

Милкус:

- Я не очень понял, кто и кому в помощь? Мне кажется, министерство должно быть в помощь работодателям, а не наоборот.

Королев:

- Тут должен быть взаимный интерес. Как я стал директором этого центра? Я стал рассуждать, что нужно сейчас работодателю. Специфическая точка зрения… Я даже сам не ожидал, что она получит такую поддержку.

Первое. Ему нужно, чтобы человек, который приходит к нему на вакантную должность, начал работать завтра утром. Второе – ему нужна организация, которая скажет, что вот этот человек, именно с теми компетенциями, которые тебе нужны. А дальше, как сказал Александр Алексеевич, идет обновление технологий, повышение квалификации.

С другой стороны, что нужно работнику? Ему нужна занятость и он должен понимать, с какими компетенциями он ее может получить. Работнику нужна серьезная зарплата. И вот здесь мы подумали о том, что, наверное, надо какую-то прогрессивную шкалу в зависимости от уровня компетенции. И это пока планы-наброски. Но, мне кажется, это должна быть улица с двусторонним движением. Мы должны искать друг друга. И, на мой взгляд, такие структуры, как Торгово-Промышленная палата.

Милкус:

- Нам нужны новые государственные профессиональные стандарты или достаточно, чтобы разрабатывали их ассоциации гильдии работодателей? В чем тут роль государства?

Климов:

- Должны достаточное развитие получить общественные профессиональные организации. Но этого покао нет.  К сожалению, в настоящее время мы не можем сказать, что у нас в стране есть большое количество организаций, которые готовы заниматься системно этими вопросами.

Да, есть очень сильные общественно-профессиональные организации, те же самые рестораторы и отельеры, есть очень позитивный опыт, связанный с информационными технологиями. У нас достаточно давно существует пакет стандартов профессиональных по информационным технологиями. И еще по некоторым направлениям деятельности. Но говорить о том, что  мы можем по любому направлению обучения две-три обозначить общественно-профессиональные организации, которые готовы в любой момент прийти и обсудить, например, профессиональные стандарт, особенности его, обсудить и реализовать систему, например, общественно-профессиональной сертификации. А что такое сертификация? Это проверка соответствия компетенций и знаний выпускника или работника, требования профессионального стандарта. Я сейчас не взял бы на себя смелость утверждать, что мы в стране имеем такое количество сильных, стабильно работающих общественно-профессиональных организаций. А если нет общественно-профессиональной организации, тогда государство вынуждено в каких-то секторах, связанных с занятостью, замещать их искусственным способом, при этом понимая, что это, в любом случае, некая промежуточная ситуация.

Милкус:

- Скажу крамольную мысль. Если нет работодателя, заинтересованного в качественных выпускниках по этой отрасли, так, может, их и не выпускать?

Климов:

- Работодатель может и быть. Но одного или двух работодателей недостаточно, чтобы сформировать систему общественно-профессиональной оценки и сертификации. Да, работодатели должны объединиться по соответствующим профилям, сформировать общественные профессиональные организации и мы с ними готовы сотрудничать. Пока размышляем по поводу того, что министерство может сделать для того, чтобы процесс формирования общественно-профессиональных организаций активизировать. Я думаю, что одних усилий Минобрнауки для этого недостаточно.

Милкус:

- Это должно снизу идти, но не сверху.

Климов:

- Конечно.  Мы всячески создаем условия и вводим новый закон «Об образовании»  У нас соответствующие положения после обсуждения с общественно-профессиональными организациями, общественными организациями,  введены. Но одной нормативной базы недостаточно. Необходимо сделать шаг с другой стороны для того, чтобы мы встретились на этой площадке.

Белокопытов:

- На мой взгляд, основной вопрос, который требует первоочередного обсуждения, это не сами требования работодателей, а те процессы, процедуры учета и упорядочивания этой работы. По формулированию этих требований от рынка труда. И по использованию этих требований для актуализации образовательных программ, их проектирования. И для оценки качества на выходе.  Если взглянуть на сегодняшнюю ситуацию, то разные отрасли демонстрируют разный уровень упорядочивания работы по формулированию требований к выпускникам. Где-то есть профессиональные стандарты, и Александр Алексеевич упомянул рестораторов и ательеров, которые, действительно, разработали профстандарты.

Милкус:

- Так они сертифицируют специалистов уже давно…

Белокопытов:

- Какие-то отрасли не обладают такими общими рамками и документами. Но, тем не менее, требования от работодателей существуют в виде квалификационных требований, требований к профилю специалистов, к профилю работников. Есть некий массив внутренних документов, которые отражают требования к специалистам. И, конечно, эти  требования меняются по мере развития отрасли, информационных технологий и так далее.

Основной вопрос – как наладить работу по созданию унифицированных требований для каждой отрасли в виде профстандартов, где будет некая инвариантная часть, требования к специалистам и будут вариативные требования. Например, экономисты, бухгалтеры, менеджеры востребованы во всех отраслях. Но есть определенная спефицика их работы в той или иной отрасли. Другие важные процессы – это, на мой взгляд, процесс учета этих требований в системе образования. И это может быть процесс учета требований работодателей при актуализации разработки государственных образовательных стандартов, которые описывают не только требования к навыкам, умениям и знаниям, но и требования к структуре и содержанию образовательной программы. И, конечно, структура и содержание должны учитывать актуальные запросы рынка труда.

Возможно, будет целесообразным механизм учета этих требований при разработке собственных образовательных стандартов так называемых ведущих университетов. Национальных, исследовательских, федеральных, университетов с особым статусом, которые на сегодня имеют возможность реализовывать собственные образовательные программы по собственным стандартам. Безусловно, учет этих требований должен производится на уровне оценки качества образования. Есть разные процедуры этой оценки, в том числе и независимая оценка качества, и профессионально-общественная аккредитация.

Другой момент, который мы сегодня обсуждаем – заказ на специалистов. В моем понимании сегодня нет такой системы заказа. Заказ предполагает некую возмездность.  Если мы заказываем, то мы должны, наверное, что-то инвестировать в деятельность, которая на выходе даст нам выпускников. Я полагаю, что такой заказ может иметь место, допустим, в случае с военными специальностями. Наверняка министерство обороны делает такой заказ военным академиям на специалистов. Но большой вопрос, возможно ли обеспечить такой заказ там, где отрасль представлена частными компаниями малого и среднего предпринимательства, у которых очень разные  требования к специалистам. И вопрос, как это будет обеспечиваться. Если с отраслевыми министерствами, полагаю, можно наладить некий межотраслевой контакт, когда отраслевые министерства могут формировать некие требования к контрольным цифрам приема, соотнося их с количеством и категориями специалистов, которые требуются отрасли, то в случае я отраслями,  насыщенными частными компаниями, наверное, оптимальным заказом будет так называемые целевые потоки, группы в вузах, корпоративные факультеты, когда компания платит за подготовку специалистов с тем набором компетенций, которые востребованы в данной компании.

Климов:

- Хочу прокомментировать. Да, есть вузы, у которых есть право по своим стандартам готовить, а не по федеральным. Но при этом надо оговориться, что свои стандарты должны быть жестче и более требовательны, чем федеральные. Но и в рамках существующих стандартов образовательных у вуза есть очень высокая степень свободы. Если взять программы магистратуры, то три четвертых программы вуз может формировать самостоятельно. Стандарты третьего поколения в минимальной степени ограничивают свободу вуза. Поэтому даже в бакалавриате 50 процентов программы, а это два года из четырех, формируется вузом, исходя из требований конкретных регионов.

Милкус:

- И исходя из собственных представлений.

Климов:

- Да. Согласен. Вузу зачастую проще учить тому, чему он умеет учить. Чего они сами знают. А дальше возникает вопрос оценки. Но оценка эта должна быть дана независимой общественной профессиональной организацией. У нас при проведении аккредитационных процедур, а аккредитация – это проверка соответствия, результата образования, требованию стандарта.  Работодатели формально участвуют, но это не то участие, которое может дать реальный выхлоп. Хотя есть много примеров, когда вузы взаимодействуют с компаниями и программы делают целевые. Особенно магистрские прямо под требования компаний. Последняя поездка у меня была в Санкт-Петербург. Ленинградский электротехнический институт с «Моторолой» вместе делает хорошие программы. ИТМО делает. Отличные программы, которые заточены по содержанию на те потребности, которые есть у соответствующих компаний и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Милкус:

- Поэтому в ИТМО и в советское время нельзя было поступить, и сейчас конкурс большой.

Поливаев:

- Как вы относитесь к такой идее, чтобы перенести ряд узкоспециализированных отраслевых образовательных учреждений в регионы, где недостаточно представлены вот эти потенциальные востребованные профессии, в те регионы, где эти профессии востребованы?

Климов:

- Я исхожу из презумпции разумности ректора и ректората соответствующего вуза. Я почему-то считаю, что ректоры вузов взаимодействуют с основными потребителями их выпускников, договариваются и понимают, что если на предприятиях ключевых исчезла соответствующая технология, то, наверное, надо прекращать выпуск соответствующих специалистов. В этом смысле почему министерство должно как во времена госплана контролировать в каждом муниципальном образовании и месте размещения пятисот государственных вузов, что там происходит. Это по определению, коллеги, невозможно. Но при этом мы, например, проводя мониторинг в каких-то формах простых и более развитых, проводя аккредитацию, например, мы соответствующие посылы руководству вузов делаем.

Потом, есть серьезные вопросы в новом законе «Об образовании». Вводится такая норма, что каждый вуз должен иметь попечительский совет. И стратегию свою. Раньше это не было обязательным. Если мы сейчас примем закон, то это станет обязательным. И исхожу из того, что попечительский совет, который формируется из тех же представителей руководства компаний ключевых, которые находятся, представителей субъекта РФ, на территории которого располагается вуз, они и должны дать такой сигнал, если руководство вуза по каким-то причинам недостаточно быстро реагирует на смену конъюнктуры. Я считаю, что в стратегиях соответствующего вуза должно быть это прописано. У нас не времена госплана и советской экономики.

Королев:

- Кстати, в стандартах третьего поколения в кредитно-модульной структуре три четверти ее на определенных уровнях определяется с учетом мнения потребителей, работодателей и лично самих обучающихся. Там же можно заложить любую гибкость, направленную на то, чтобы потом, получив с дипломом еще и реализованную надежду на трудоустройство.

Климов:

Вы говорите о том, что все предпосылки и необходимые нормативные основания существуют. Дальше вопрос управленческой практики. И решений тех или иных ректоров, руководства университетов.

Поливаев:

- Александр Алексеевич, как вы считаете, у нас в России возможно создать федеральный университет электронного обучения, скажем так, миллиона на полтора студентов.

Климов:

- Я считаю, что ни одна современная программа, которая реализуется, не может нормально идти без использования технологий электронного обучения, дистанционного. Просто в очных программах это может быть меньшая часть, а в дистанционных – большая.

Бочков:

- Я хотел бы вернуть наш разговор к той теме «Про счастье». Мне кажется, что свое качественное образование выпускник любого вуза может оценить только в одном случае если он востребован на рынке труда и, соглашусь с вами, если его доходная часть обеспечивает ему качественную жизнедеятельность. Его и его семьи. И в этом смысле какой бы высокоуровневый вуз он ни закончил, если он оказался невостребованным в общественном производстве, то все остальные параметры складываются к нулю. Я хотел бы обратить внимание наших коллег на то, что был хороший опыт в СССР. Это развитие интегрированной системы обучения. Что это такое? Это когда обучающиеся одновременно еще и работали на практике. Мы помним, что эти модели организации учебного процесса интересны были работодателю тем, что, с одной стороны, он обеспечивал плавное вхождение работника в производственные отношения.

Милкус:

- ...Студент знал, что он дальше будет делать.

Бочков:

- И таких вузов, заводов-втузов у нас было семь, я помню. Это Ростсельмаш, завод-втуз, московский при ЗИЛе, северодвинский, пензенский, красноярский и еще несколько, которые сейчас успешно работают, но, тем не менее, поскольку такая модель организации учебного процесса притупилась,  то они и не продвигают свой положительный опыт.

Милкус:

- Практически у каждого вуза была база для производственной практики.

Бочков:

- Они сейчас тоже есть. Но когда эта база используется эпизодически, это одно. А когда на постоянной основе и когда мы говорим о встроенном обучении, это совершенно другой. И я хотел бы обратить внимание коллег на возможности подобных сэндвич-программ, которые в мире тоже широко распространены в Штатах и в Великобритании.

На возможности использование электронных образовательных технология для того, чтобы выстроить подобные же программы одновременно для работающих на предприятии с освоением теоретических модулей, тех или иных образовательных программ. Это возвращение к старому, но на новом уровне. Технологическом. Как вы считаете, есть перспектива за этим?

Климов:

- Это правильное, с моей точки зрения, выступление. В том же проекте закона «Об образовании»  вводится такая конструкция, как базовая кафедра вуза на предприятии. Мы достаточно давно ввели возможность вузу вести образовательный процесс на площадке научных организаций. Это произошло несколько лет назад. Мы сделали легитимным перенос части обучения студента на территорию научных организаций. Сейчас в новом законе, если он будет принят, мы делаем радикальный шаг, с которым мы сильно запоздали, на самом деле. Нам нужно было раньше это делать. Мы даем возможность учить студентов на площадках предприятий.

И это принципиальный шаг, который позволяет нам идти в направлении внедрения модели завода-втуза в советской терминологии либо дуального обучения в терминологии немецкой. Немецкое профессиональное образование традиционно достаточно авторитетное и сильное. И мы считаем, что создание таких кафедр и поддержка оформления этих кафедр, насыщение их соответствующим оборудованием, рабочими местами, возможностями привлечения обучения специалистов тех же самых предприятий даст решающий прорыв с точки зрения организационного действия, направленного на  реальное получение студентами тех компетенций и знаний, которые будут прописаны в профессиональных стандартах. Как мы понимаем, исходя из предыдущего обсуждения образовательных стандартов, недостаточно дать просто стандарт. Даже если он очень хороший, нужно обязательно сделать шаг в реализацию. Реальные действия поверх созданных условий нормативных позволяют достичь результата.

Милкус:

- Вопрос только, готов ли работодатель поддерживать и пускать кафедры или открывать такие кафедры.

Климов:

- Мой опыт общения указывает на то, что тот кадровый голод, который существует,  подталкивает в массовом порядке предприятия такие кафедры организовывать. Почему? Потому что это, с моей точки зрения, если бы я был директором предприятия по персоналу, я бы двумя руками за это голосовал.

Мы много говорим о том, что нужно привлекать студентов на места, связанные с инженерно-технологической деятельностью. Самый лучший способ интеграции – это как можно раньше вовлечь человека в совместный процесс. И тогда через два года приход человека на рабочее место уже после окончания вуза становится чистой формальностью. Я сам такой выпускник. Я последние два года обучения работал на Волжском автомобильном заводе, в управлении главного конструктора.  И мое распределение на Автоваз было чистой формальностью, потому что я уже два года как инженер и наравне со всеми работал, занимался испытаниями автомобилей. Мне очень близка эта модель.

Милкус:

- «Комсомольская правда»,  закрытое акционерное общество, у нас по стране до 5000 человек работают, у нас свои типографии. Мы ведем разговор с институтом печати об открытии базовой кафедры «Комсомолки». Потому что нам нужны полиграфисты, специалисты по рекламе, менеджеры, управленцы, журналисты, которые знают новые технологии. А там, как раз, они этим и занимаются. Вот конкретный пример.

Королев:

- А какой другой путь? Другой путь – создавать самим корпоративные университеты у себя, но это накладно. Это совсем другая сфера. И вряд ли кто на нее решится, за исключением очень крупных корпораций.

Надо объединяться. Здесь речь идет о некотором вече, на котором мы совещаемся. Например, Всероссийская организация качества, к ним сейчас многие тянутся. А раз  к ним тянутся, мелкие и средние, кто выходит с амбициями на конкурсы, чтобы завоевать почетное лидерство, получить лейбл победы  в конкурсе премии правительства в области качества или еще что-то, они понимают, что это для них важно. Это  бренд, презентация. Это обмен опытом. И, потом, там же аккумулируются лучшие практики, о которых вы тоже говорили. И мы решили этот денфер, этот интерфейс использовать для выхода…

Крупин:

- Проблема, поставленная сейчас, проблема счастья. Я хочу ее перевести в другую плоскость. Интересы конкретного человека. Кто может их защитить? В том числе молодого.

О чем я говорю? Есть понятие «содержание образования». Да, оно может меняться. Следующий вопрос. Результаты образования, о чем мы говорим, компетенции. Ожидаемый результат образования. И, наконец, способы оценки результатов образования. И вот тогда возникает интересная история. Есть образовательное учреждение. Готовят, получают ожидаемые результаты, оценивают.

Дальше. В мировой практике так: бакалавр сразу на работу не идет, должен адаптироваться. У нас тоже есть адаптационная система определенная на предприятиях. И, наконец, система центров оценки сертификации и квалификации. 500 штук, если мне не изменяет память, в 2015-м году нас ожидает по разным отраслям, чтобы делать независимую оценку. И вопрос: интерес конкретного человека. Кто возьмет за себя ответственность за то, чтобы все это было согласовано, а не было лебедем, раком и щукой? Учим одному, адаптируем к другому, сертифицируем по третьему. И два подвопроса. В какой мере планируемые госэкзамены для выпускников СПО и ВПО могут обеспечить вот это согласование?

Климов:

- У меня есть глубокой убеждение, что человек сам кузнец своего счастья. Зачастую наблюдаешь легкий инфантилизм у поступающих в вузы. Когда мы учились, делали себе такую установку, что образование не дают, образование берут. Вуз должен создать условия для того, чтобы человек мог получить то, что он хочет. Но, как известно, если человека не хочет, заставить его невозможно. Это принципиальная позиция.

За координацию всех этих процессов, конечно, отвечает государственный орган, который реализует соответствующую политику. При этом надо понимать, что есть министерство образования и науки, за образовательную часть. А есть министерство труда. Почему? Потому что вопрос формирования практически употребимых госстандартов – это, конечно, полномочие органа, который отвечает за трудовую сферу. Это разные вещи и смешивать их не надо. Это не для того, чтобы один раз развести и больше не разговаривать, тоже результата не будет. Для того, чтобы четко понимать, кто и какую работу должен сделать и отвечать за ее качество.

А дальше возникает вопрос. Если мы имеем нормальные профессиональные стандарты, которые фиксируют требования не только современного производства, но и будущего, потому что выйдут они через шесть лет, если полный цикл обучения пройдут. Значит, мы должны, когда делаем профстандарты, на шесть лет вперед смотреть в том числе.

Государственные органы отвечают за координацию. Но, коллеги, здесь есть и хорошие новости. Всемирный банк проводил большое исследование на территории, в том числе, и РФ. И никакой новости мы не услышали в результате. Но он еще раз подтвердил, что для работодателей главное и зачастую более важное, чем их профессиональной компетентности, это их базовые, трудовые компетенции. Смотрю, например: добросовестность, способность работать самостоятельно, способность сотрудничать с другими, умение решать возникающие проблемы, умение планировать работу. Зачастую, когда общаешься с теми людьми, которые нанимают себе работников, они говорят, что «да нам главное, чтобы человек вот это все умел, а уж какую-то цветоделительную машину он освоит!».

Милкус:

- Мы говорим о мотивации?

Климов:

- Не совсем мотивация. Это компетенция. Базовый блок компетенций. И в соответствии с тем исследованием, а результат исследования у меня есть, это в настоящее время не менее важно, а зачастую и более. Потому что работодатель понимает, что если это есть, если человек не опаздывает на работу, не убегает по первому звонку в пять часов, то с ним можно дальше совместно выстраивать траекторию его профессионального развития уже на производстве.

Блинов:

- Я бы хотел сказать о том, что нам нужен стандарт счастья. Тогда снимутся многие вопросы. Но все стаднартизовать не представляется возможным.

Если за последние десять лет посмотреть, что сделало минобразования и науки, это хорошие и серьезные шаги. И многие процессы нормативно обеспечены.

Я хотел бы сказать о том, что  тот  образовательный заказ, который существует, он - настоящий. С деньгами. И это инвестиции государства в разные сферы экономики. Почему не всех интересуют эти инвестиции и к ним такое отношение?

Второе. Минобразования все-таки чем-то отличается от рекрутингового агентства. Это не просто подбор персонала в отрасль. Это еще и воспитание профессиональное, работа с человеком. Да и последние социологические исследования этого года в сфере образования показывают, что  работодатель заинтересован не только в результатах базового профессионального образования, но и в дальнейшем развитии. Работник, который с утра уже начал работать – это хорошо. Но если он через три года с изменением технологий провалится и не сможет освоить что-то, он плох. И, действительно, если говорить о профессиональном образовании в широком смысле, есть базовая часть, есть тот первый вуз, который заканчивается. И есть образование в течение всей жизни. И задача базовой ступени – поддержать те процессы, которые будут в будущем.

Милкус:

- Заложить основу понимания...

Блинов:

- А это можно сделать хорошим образованием. Здесь нужно пройти между желанием превратить образование в обучение, в ремесленную подготовку. И сделать из него широкое фундаментальное вообще ни подо что не приспособленное. Понятны трудности и колебания многих ректоров, коллективов вузов между вот этими двумя направлениями. И счастливы будут те, кто нашел свой выход из этой ситуации. А нормативная база вся создана. И нужен хороший контакт и с работодателями, и со студентами, которые, как известно, имеют в себе все интенции в будущем.

Насколько успешность компании зависит от квалификации персонала? Она всегда зависит только от этого. Потому что в любом случае, какие бы технологии и системы управления не рассматривали, в центре всегда оказывается человек с его способностями и возможностями.

Милкус:

- И компетенцией...

Климов:

- Соглашусь с вами. Но чем производство более высокотехнологично, тем сильнее востребованы компетенции. Не любое производство требует от человека высокой квалификации. Мы знаем много заводов, которые еще на технологиях 19 века работают. Я вот был недавно в одном регионе. Стоит с одной стороны дороги предприятие 21 века, белая металлургия называется, а через дорогу дымит завод черной металлургии. Технологии 19 века. Реально.

Милкус:

- И оборудование такое же.

Климов:

- Конечно. Полностью. Продолжает работать. Все хотят, конечно, в белой металлургии работать, в белом халате ходить.

Башмаков:

- Московской государственный областной университет. Он имеет определенную специфику. В прошлом это известный МАПИ имени Крупской. У нас существует целевой набор. Есть договора с управлениями образования муниципальных районов Московской области. Здесь существует целенаправленная подготовка, с одной стороны. Но, с другой стороны, у нас есть и не педагоги, которых тоже надо трудоустраивать. Это и экономисты, и юристы. И сегодня обсуждались… Приводилось много примеров. Я хотел бы обратить внимание, что это зачастую крупные компании,  примеры с госкорпорациями. В то же время есть и средний, малый бизнес, который тоже надо как-то включать во взаимодействие с системой образования и. в свою очередь, система образования должна адаптироваться под него.

Я в свое время тоже обобщал заявки по вакансиям от работодателей. В основном все эти вакансии работодатель требует какие-то личные качества. На первом месте коммуникабельность, потом ответственность и так далее. Но конкретных заявок о том, что требуются специалисты с такими-то конкретными профессиональными компетенциями, такого работодатели не заявляют. Тут проблема тоже формулирования, что хочет сам работодатель. Она остается.

Климов:

- Могу прокомментировать. В упомянутом проекте закона четко прописаны условия реализации целевой контрактной подготовки. И обязательства предприятия, студента, который такую подготовку проходит. И мы считаем, что это хорошая форма интеграции человека в  ту организацию, в которой ей предстоит в дальнейшем работать.

Милкус:

- Интересно, сколько у вас педагогов устраивается по специальности после окончания?

Климов:

- Можно я отвечу? 50 процентов по результатам мониторинга. В среднем по стране.

Башмаков:

- У нас чуть повыше.

Климов:

- Это самая мягкая оценка.

Милкус:

- Говорили о том, что выпускники педагогических вузов в 80 процентах в школу не идут.

Королев:

- А какова роль центров трудоустройства? Не надо ли их вовлечь в эту интерфейсную деятельность? А то такое впечатление, что они, как японский наблюдатель… Сидят и перебирают. Им что-то пришло. Они объявили. У них что-то взяли – они отчитались. А вопроса анализа, обобщения, квазифорсайта о тенденциях, что происходит в данной территории?

Климов:

- Есть такая теория решений изобретательских задач. Там есть хороший принцип. Самая лучшая система – это отсутствие системы.  К чему я? Если нормально организовать взаимодействие между вузами и теми руководителями предприятий, куда в дальнейшем приходят выпускники, то проблема исчезает полностью. Не надо доводить это до стадии, когда нужно пристаивать выпускников.  У успешно действующих вузов после 4 курса уже все сами себя распределяют. Там в очередь стоят. Я  знаю такие вузы. Много известных брендовых, много не очень больших и известных.

Милкус:

- Это благодаря программам этого вуза?

Климов:

- По-разному. Есть фактор бренда. А есть так называемое сарафанное радио работодателей. Кто-то кого-то взял, сказал, что отлично работает, много денег не просит, выдает продукцию. Я вас уверяю,  работодатели между собой общаются, они быстро друг другу сообщают. А иногда специально скрывают друг от друга информацию, где можно хороших молодых сотрудников находить.

Поливаев:

- А что-нибудь делается госструктурами для  тиражирования этого успешного опыта?СС

Климов:

- У нас очень много ассоциаций. Странно вопросы формулируете! У нас почему-то всегда за все процессы отвечает министерство образования.

Поливаев:

- Потому что оно основной регулятор...

Климов:

- Надо информативную базу формировать. И политику осуществлять.

Это не наш вопрос. Хотя мы всячески ему способствуем. Да, много создается ассоциаций. Объединений. Вузов в том числе. Недавно большую ассоциацию создали, перспективную. Она может многие вопросы решать, по моему мнению.  Ведущих вузов, которые готовят выпусников для работы в сфере экономики, менеджмента. Была хорошая инициатива. Мы сейчас активно с разными ассоциациями работаем, сотрудничаем.

Коллеги, это не есть ключевая функция министерства. Пусть вузы сами договорятся. А мы поможем и поддержим.

Бочков:

- В отношении практического опыта. Помнится, в прошлом году был опубликован рейтинг, среди негосударственных вузов его проводили, по востребованности выпускников на рынке труда. Я помню, там был опубликован десяток топ-вузов, которые рассматривались, как вузы, с которых надо брать пример. Мне кажется, надо бы это продолжить. И попросить, чтобы они занимались этим. Это очень полезно. Потому что мы себя увидели совершенно в новом качестве, допустим. Совершенно неожиданном для нас.

Климов:

- С трудоустройством  по специальности не все так просто. Самая высокая степень трудоустройства по специальности  будет у того вуза, который расположен на территории муниципального образования, из которого уехать никуда невозможно. Там будет стопроцентное трудоустройство, потому что они, рано или поздно, все трудоустроятся. Это не есть критерий высокого качества обучения. Не всегда.

Не все так просто. Процент трудоустройства зависит от огромного количества факторов, в том числе,  во многом от характеристики специфики самой сферы труда на этой территории.

Милкус:

- Мне кажется, честней говорить про успешность выпускника, а не его трудоустройство.

Климов:

- Я бы еще про удовлетворенность работодателей поговорил. Я, конечно, очень ратую за то, чтобы у нас все выпускники были удовлетворены и счастливы, но чтобы и руководители предприятий, которые важные задачи решают, в том числе и оборонные, социально значимые задачи, чтобы о ни были удовлетворены. У нас студенты – экономика, менеджмент и юриспруденция в основном. И все удовлетворены. А потом претензии работодателям предъявляют: а что вы нас не берете на большую зарплату?

Я считаю, что мы должны с учетом накопленного в Европе, в других странах опыта, в советской практике образования, построить новую модель взаимодействия. Мы ее активно строим, коллеги.  Это не то, что мы первый раз собрались, и на нас снизошло сверху… Мы этим систематически все вместе занимаемся. Но именно поэтому мы здесь и собрались.

Милкус:

- Спасибо большое.
 
Оригинал "Комсомольская правда"