XII Форум INQAAHE 2020«Качество, компетенции и результаты обучения: подготовка к трудоустройству поколения Z» в Москве 13.10.20
С 21 сентября по 12 октября в Москве прошёл XII Форум INQAAHE (Международная сеть агентств по удостоверению качества в высшем образовании). В 2020 году впервые организатором этого важного события выступила Россия, а оператором мероприятия - Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). Форум прошёл при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Делового объединения России Ассоциации менеджеров.
Форум INQAAHE традиционно объединяет государственные органы, международные организации,
образовательные организации и агентства по оценке качества образования со всего мира, включая
представителей основных институтов в сфере оценки качества образования: Европейской ассоциации
агентств по обеспечению качества высшего образования (ENQA), Европейского регистра агентств по
обеспечению качества высшего образования (EQAR), Азиатско-тихоокеанской сети агентств по
обеспечению качества высшего образования (APQN). Форум является уникальной площадкой для
обсуждения наиболее сложных проблем обеспечения качества высшего образования, для разработки
новых подходов к пониманию контроля качества образования с учетом новых образовательных
методик и, непосредственно, для обмена опытом в сфере оценки качества образования.
Интерактивные сессии форума всегда отличаются высокой активностью участников, и XII Форум
INQAAHE не стал исключением, собрав вместе более 120 представителей профессиональных
сообществ со всего мира.
В связи с сохраняющейся непростой ситуацией из-за распространения в мире коронавирусной
инфекции было принято решение о проведении Форума в онлайн-формате. Новая реальность, а
значит, и новые нормы, вызовы, проблемы и ограничения, с которыми сфере образования пришлось
столкнуться в эпоху COVID-19 – всё это стало темами активного обсуждения участников.
Ключевая цель проведения форума 2020 года состоит в формировании платформы обеспечения
коммуникаций между системами образования и независимой оценки его качества разных стран. «В
идеале они должны быть совместимы, обеспечивать эффективные практики, обмен опытом,
способствовать эволюции контента, технологий образовательной деятельности, - рассказала Эрика
Соболева, директор АККОРК, член Совета директоров INQAAHE. – Проведение Форума в России
имеет особое значение. В стране корректируются траектории высшего образования, что обусловлено
его цифровизацией, расширяется сфера независимой оценки качества образования, что способствует
постепенному переходу от формальных процедур контроля к реальной оценке формируемых
компетенций студентов, качества образовательных программ и эффективности образовательных
организаций. Стоящая перед нами задача - гармонично увязать государственные требования,
профессиональные стандарты, регламенты международной аккредитации образовательных
программ. Важно понять, как данный процесс обеспечивается в мировом пространстве высшего
образования, чтобы объединить подходы государства, работодателей, студентов, академического
сообщества в единый пазл».
С 21 по 24 сентября состоялись предфорумные воркшопы, на которых разбирались проблемы
обеспечения качества микроквалификаций, оценки результатов обучения в области медицины,
технологии, инженерии и математики, «аккредитация аккредитаторов», а также другие вопросы. С 28
сентября стартовали сессии Форума, посвященные глобальным трендам, существующим в оценке
качества высшего образования, признанию квалификаций профессиональной подготовки. Например,
участники Форума разбирали ситуацию в США, где ведется создание единой базы данных для
подготовки цифрового портфолио специалиста, и это требует настроить взаимодействие между
работодателями, университетами и студентами
1 октября прошла одна из наиболее масштабных панельных дискуссий, посвященная поиску путей
развития и новых форм оценки качества образования. Модератором дискуссии выступила Сусанна
Караханян (аккредитационное агентство ADEK, ОАЭ), президент INQAAHE, участниками стали
представители стран ЕАЭС, СНГ, Центральной Азии – Лемка Измайлова, директор
Росаккредагентства, Диана Маштакеева, директор Совета по профессиональным квалификациям
финансового рынка, Шолпан Каланова, президент Независимого агентства по обеспечению качества
в образовании IQAA (Казахстан) и Рубен Топчян, директор ANQA (Армения).
Решения, принятые на Форуме, будут направлены органам управления образования стран,
организации которых участвуют в работе INQAAHE, международным ассоциациям университетов,
агентствам по независимой оценке качества образования.
В эпоху турбулентности как никогда важны сотрудничество, обмен опытом и решениями по
преодолению вызовов времени 'new normal'.
АККОРК благодарит коллег и участников Форума за вклад в общее дело!